Thursday, August 03, 2006

Ответы рафидитам на их доводы из Корана

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного.
Хвала Аллаху Господу миров Милостивому и Милосердному. Мир и благословление последнему из посланников пророку Мухаммеду и его семье. Мы прибегаем к Аллаху от дурных наваждений наших душ и наших грешных дел. Воистину, никто не введёт в заблуждение того, кого Аллах наставил на путь истины, и никто не наставит на прямой путь то, кого Аллах сбил с этого пути. Свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха, у которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммед (мир ему и благославление Аллаха) - Его раб и Посланник.
Самое правдивое слово-слово Аллаха, самая правильная дорога-дорога пророка Мухаммеда (мир ему и благославление Аллаха). Каждая вещь, привнесенная в религию впоследствии, является ересью, каждая ересь-заблуждение, каждое заблуждение будет в огне. В этой брошюре, если на то будет воля Всевышнего, я приведу толкование некоторых аятов Корана, которыми часто аппелируют шииты.



«О Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от своего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесешь Его послания. Аллах защитит тебя от людей. Воистину, Аллах не наставляет на прямой путь неверующих людей».

Причины ниспослания:
«Ибн Хиббан передал в своей книге «Сахих» (как передал имам Хейсами в книге «Маваридус Заман» стр 430): «Абу Хурейра передал, когда пророк (с.а.с) отправлялся в путь, то сахабы выбирая самое большое дерево (в округе), предлагали отдохнуть и отдыхали под ним. (Во время таких привалов) Сахабы располагались вокруг пророка (с.а.с). Один раз пророк (с.а.с) повесил свой меч на дерево. Один из бедуинов увидев это, снял меч с дерева, и разбудив посланника Аллаха (с.а.с) сказал: «Ей Мухаммад, кто теперь тебя защитит от меня?». Пророк (с.а.с) сказал: «Аллах». И Аллах ниспослал этот аят:
«О Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от своего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесешь Его послания. Аллах защитит тебя от людей. Воистину, Аллах не наставляет на прямой путь неверующих людей»[1].
Этот хадис является «Хасан»-хорошим. В цепочке этого хадиса есть Муамал ибн Исмаил, Некоторые алимы считали, что у него слабая память.
Ибн Касир передал другой хадис, усиливающий этот, в своем «Тафсире». Так, что хадис от Муамал ибн Исмаила, подкрепляется хадисом от Адам ибн Аби Ийяса.
Этот хадис без упоминания ниспослания аята так же приводят имам Бухари том 6, стр 213-215, 7 том, стр 390-391»[2].
Имам Куртуби пишет: «Что касается причины ниспослания этого аята: «В то время когда пророк (с.а.с) отдыхал под деревом, один из бедуинов вытащив его меч, занес его над головой пророка со словами : «Кто тебя защитит от меня?». Посланник Аллах сказал: «Аллах». Руки бедуина задрожали, и он выронил меч»[3].
Вахиди передал в своей книге: «Ибн Аббас сказал: «Пророк (с.а.с) сказал: «После того как Аллах даровал мне пророчество, я опасался его проповедовать. Я думал, что люди обвинят меня во лжи. И Аллах ниспослал этот аят»[4].
Шейх Мухаммад также передал: ««Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, бодрствовал (всю ночь), а, вернувшись в Медину, он сказал: “О, если бы охранял меня этой ночью праведный человек из числа моих сподвижников!” Тут мы (неожиданно) услышали бряцание оружия, и он спросил: “Кто это?” (Подошедший к нам человек) ответил: “Я — Са‘д бин Абу Ваккас, пришедший, чтобы охранять тебя”, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поспал»[5].
Муслим передал в «Сахихе»: «Аиша (р.а) сказала: «Тут мы услышали бряцание оружия. Пророк (с.а.с) спросил кто это? «Это мы Са’д и Хузайфа, пришли чтобы оберегать тебя». И пророк (с.а.с) крепко заснул. Затем Аллах ниспослал этот аят. Посланник Аллаха (с.а.с) выглянул из шатра, сделанного из кожи, и повелел людям уйти, сказав что Аллах взялся его оберегать»»[6].
Имам Бухари передал хадис: «Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Солжёт тот, кто скажет тебе, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, утаил хоть что-то из того, что было ему ниспослано, ведь Аллах говорит: “О посланник! Уведомляй о том, что ниспослано тебе от твоего Господа”»[7].
Стоит отметить, что Вахиди также передал, что это было ниспослано об Али ибн Абу Талибе (р.а), дескать его назначение преемником. В цепочке этого сообщения есть такое звено
«عن عطية عن أبي سعيد»---«Атия от Абу Саида». Только не от Абу Саида Худри, как ошибочно некоторые думают, а от Абу Саида Кальби.
Шейх Мухаммад Насрадин Аль Албани (да помилует его Аллах), разбирая один из хадисов сказал: «Цепочка его рассказчиков слабая, потому что со слов Абу Саида его передал Атийя аль-Ауфи, который был слабым рассказчиком. Об этом сообщил ан-Навави в книге "аль-Азкар", Ибн Теймийя в книге "аль-Каида аль-Джалила", аз-Захаби в "аль-Мизане". Последний в книге "ад-Дуафа" (1/88) даже отметил, что богословы были единодушны в том, что он был слабым рассказчиком. Неоднократно назвал его слабым аль-Хафиз аль-Хейсами в книге "Маджма аз-Заваид" (5/236, например). Абу Бакр б. аль-Мухибб аль-Балабаки упомянул о нем в книге "ад-Дуафа ва аль-Матрукун" (сборник слабых и отвергаемых рассказчиков). Слабым его считал и аль-Бусыри, о чем мы еще поговорим впоследствии. Аль-Хафиз Ибн Хаджар сказал о нем: «Правдивый рассказчик, который часто ошибался, был шиитом и фальсификатором». Таким образом, он указал на две причины его слабости как рассказчика.
Во-первых, Атийя обладал слабой памятью. Ибн Хаджар подчеркнул это, когда сообщил о том, что он часто ошибался. В книге "Табакат аль-Мудаллисин" он прямо отметил, что у него была слабая память. Еще более конкретную оценку ему Ибн Хаджар дал в книге "Талхис аль-Хабир" (с. 241, индийское издание). В комментарии к другому хадису он сказал: «Одним из его рассказчиков был Атийя б. Саид аль-Ауфи, который был слабым».
Во-вторых, он был фальсификатором (المدلس). Однако Ибн Хаджар должен был разъяснить, какого рода фальсификациями он занимался. Известно, что хадисоведы различают несколько видов фальсификаций, наиболее известными среди которых являются следующие:
В одном случае рассказчик передает от имени того, кого он повстречал, то, что не слышал от него. Или же он передает хадисы от имени своего современника, которого он не встречал, представляя все так, будто он слышал эти слова от него. При этом он пересказывает хадисы от его имени (عن فلان) или ссылается на его слова (قال فلان).
В другом случае рассказчик называет своего учителя по имени или по прозвищу, которое малоизвестно, чтобы скрыть его личность. Богословы ясно высказывались о том, что поступать так запрещено, если этот учитель не заслуживает доверия, и рассказчик фальсифицирует цепочку рассказчиков, чтобы хадисоведы не узнали об этом или приняли его за другого заслуживающего доверия рассказчика из-за сходства их имен или прозвищ. Этот вид фальсификации известен как "фальсификация шейха" (تدليس الشيوخ).
Что касается фальсификации Атийи, то она относилась к этому запрещенному виду. Я разъяснил это в своей книге "Силсилат аль-Ахадис ад-Даифа" (24). Если быть кратким, то Атийя рассказывал хадисы со слов Абу Саида аль-Худри, да будет доволен им Аллах. После его кончины он посещал собрания одного из лжецов, известного своими лживыми хадисами, которого звали аль-Калби. Рассказывая хадисы с его слов, Атийя называл его Абу Саидом, и слушатели ошибочно полагали, что он имеет в виду Абу Саида аль-Худри! Полагаю, одного этого вполне достаточно, чтобы отнести Атийу к несправедливым рассказчикам. Что же говорить, если к этому прибавляется его слабая память!»[8] .

Комментарий:
Ибн Касир также сказал: «Аллах Всевышний повелевает своему рабу и посланнику донести до людей Его повеления. Пророк (с.а.с) полностью подчинился Аллаху, и довел Его послание в самом лучшем виде. Имам Бухари передал от Аиши (р.а): «Если кто-то скажет тебе, что пророк не довел до людей, что-либо из послания Аллаха, он солжет. Потому что Аллах сказал: «О Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от своего Господа»[9].
В обоих сахихах также передают слова Аиши (р.а): «Если бы пророк утаил бы что-нибудь из послания Аллаха, то это был бы аят: «Ты скрыл в своей душе то, что Аллах сделает явным, и ты опасался людей, хотя Аллах больше заслуживает того, чтобы ты опасался Его»[10].
«Если ты не сделаешь этого, то не донесешь Его послания»-то есть если ты скроешь этот аят, то не доведешь послание Аллаха.
«Аллах защитит тебя от людей»-Доведи Мое послание. Не бойся, Я защищаю тебя от врагов, помогаю, дарую победу, и поддерживаю. Так что не бойся, не переживай, никто не сможет причинить тебе ничего плохого. Аиша сказала: «До того как был ниспослан это аят, пророка охраняли (сахабы). После ниспослания посланник Аллаха сказал: «Люди можете идти, меня защитит Аллах».
«Воистину, Аллах не наставляет на прямой путь неверующих людей»
О, пророк наставляй люде на путь истины и неси послание. Аллах наставляет на путь истины, и сбивает с него кого хочет»[11].
Ас Сади сказал: «Аллах обратился к Своему посланнику (с.а.с), с самым великим повелением и приказал ему сообщить людям обо всем, что ему было ниспослано. Это относится к воззрениям, деяниям высказываниям, религиозным предписаниям и божественным требованиям, которые мусульмане обучились от пророка Мухаммада (с.а.с). Он выполнил свою миссию самым совершенным образом, призвал людей к исламу, донес до них грозное предупреждение и радостную весть, облегчил их участь и обучил их так, что невежественные и неграмотные люди превратились в величайших богословов и духовных наставников. Он обучал людей словом и делом, рассылал послания и отправлял своих гонцов. Нет ни одного доброго деяния, на которое бы он не указал своим последователям, и ни одного дурного поступка, от которого он бы не предостерег их. Об этом свидетельствовали и продолжают свидетельствовать самые достойные из людей-славные сподвижники и пришедшие после них богословы и простые мусульмане.
Аллах сказал пророку: «Если ты не сообщишь людям о том, то ниспослано тебе от своего Господа, то не выполнишь Его приказа. Поспеши же выполнить его, и Я буду покровительствовать тебе и защищу тебя от людей. Тебе следует усердно обучать их, доносить до них Божье послание и не уклонятся от своей миссии из страх перед творениями. Их судьбы находятся в Моих руках, И Я обязался уберечь тебя от любых несчастий. На тебя возложено донести до людей ясную истину, и если они последуют прямым путем, то поступят во благо себе. Что же касается неверных, единственным намерением которых является потворство их низменным желаниям, то из-за их неверия твой Господь не поведет их прямым путем и не вдохновит их на добрые дела»[12].
Имам Куртуби сказал: «Аллах Всевышний повелел своему посланнику, проповедовать религию в открытую, и не боятся никого и ничего. В период раннего ислама, пророк (с.а.с) не решался проповедовать религию в открытую, опасаясь многобожников. После ниспослания этого аята, он стал призывать к исламу в открытую. Аллах дал ему понять, что Он убережет его от людей. Умар (р.а) был первым кто в открытую заявил о своём исламе, и первым кто сказал: «Не станем тайно поклоняться Аллаху». Это было причиной ниспослания аята : «О Пророк! Тебе и твоим верующим последователям довольно Аллаха»[13].
Этот аят также является ответом для тех, кто говорит что пророк (с.а.с) делал «такию» и не проповедовал в открытую. То есть рафидитам.
Также говорилось, что этот аят ниспослан пророку (с.а.с), по поводу Зейнаб бинт Джахш[14]. Есть и другие мнения, но самым верным является то, что этот аят несет общий характер.
Ибн Аббас сказал: «Здесь имеется виду то, что посланник Аллаха (с.а.с) проповедовал все в открытую, и это опора для ученых этой уммы в доказательстве того, что пророк (с.а.с) не скрыл ничего из законов шариата, и донес его полностью. Аллах дал понять (мусульманам), что пророк (с.а.с) не скрыл ничего из послания»»[15].
Имам Табари в толкование этого аята передал: «Аиша (р.а) сказала: «До того как был ниспослан этот аят, пророка (с.а.с) охраняли сподвижники. Аллах ниспослал: «Аллах защитит тебя от людей». Пророк (с.а.с) высунув голову из шатра сказал: «О люди покиньте меня, Аллах меня будет оберегать»[16].
Согласно муфассирам есть две причины ниспослания этого аята.
1) Это произошло когда один бедуин пытался убить пророка (с.а.с), и Аллах ниспослал аят, то Он обережет его от зла этого человека[17].
Мухаммад ибн Ка’б Аль Курази сказал: «Когда пророк (с.а.с) отправлялся в путь, то сахабы выбирая самое большое дерево (в округе), предлагали отдохнуть и отдыхали под ним. (Во время таких привалов) Сахабы располагались вокруг пророка (с.а.с). Один раз пророк (с.а.с) повесил свой меч на дерево. Один из бедуинов увидев это, снял меч с дерева, и разбудив посланника Аллаха (с.а.с) сказал: «Ей Мухаммад, кто теперь тебя защитит от меня?». Пророк (с.а.с) сказал: «Аллах». Руки бедуина задрожали, и он выронил меч и стал биться головой о дерево.
2) Пророк (с.а.с) опасался курайшитов и Аллах ниспослал этот аят.
Аиша (р.а) сказала: «Если кто-то скажет тебе, что пророк не довел до людей, что-либо из послания Аллаха, он солжет. Потому что Аллах сказал: «О Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от своего Господа»»[18].
Имам Джелалетдин Ас Суюти в комментарии к этому аяту пишет: «О Посланник! Возвести» всё «то, что ниспослано тебе от своего Господа». Не скрывай ничего из страха перед какой-либо опасностью. «Если ты не сделаешь этого», то есть не доведешь до людей, всего что тебе было ниспослано «то не донесешь Его послания». Потому что срывать часть этого, подобно скрытию всего в целом. «Аллах защитит тебя от людей», от их попыток убить тебя. До ниспослания этого аята сподвижники пророка (с.а.с) охраняли его. (После того как Аллах ниспослал это) он (пророк (с.а.с)) повелел им уйти. Воистину Аллах будет оберегать меня[19]. «Воистину, Аллах не наставляет на прямой путь неверующих людей»»[20].
Он также передал: « “Аллах защитит тебя от людей”.Тирмизи и Аль Хаким выводили от Аиши (р.а), которая говорила: «В то время пророка (с.а.с) охраняли, (после нсипослания этого аята) высунув голову из шатра, он сказал: «Люди! Расходитесь. Аллах меня защитит».
Табарани передал слова Исмета ибн Малика Аль Хутами: «Мы охраняли пророка (с.а.с) по ночам, до ниспослания этого аята. После ниспослания наша миссия была окончена »[21].
Мухаммад Али Ас Сабуни пишет: «Ибн Аббас передал, я слышал как пророк (с.а.с) сказал: «Когда Аллах послал меня с пророчеством, я был стеснен и ожидал того, что часть людей посчитает меня лжецом. И Аллах ниспослал этот аят: «О Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от своего Господа»»[22].
Шейх Ас Сабуни также сказал: «Это великое и прекрасное воззвание. Аллах обратился к нему, о пророк! О пророк (с.а.с) не боясь никого, не страшась никакой беды, проповедуй религию Аллаха мирам. Если ты не сделаешь этого, то ты не доведешь его послание. Ибн Аббас говорил: «То есть проповедуй всё то, что Аллах тебе ниспослал. Если ты скроешь это, то не доведешь свою пророческую миссию до конца». Замахшари сказал[23]: «Это гарантия того, что Аллах его защитит. Стоит ли их бояться, если защищает тебя сам Аллах? Как до нас дошло из преданий, до ниспослания этого аята пророка (с.а.с) охраняли сподвижники. После ниспослания он отказался от охраны, и сказал: «О люди! Вы можете идти, Аллах взял меня под защиту»»[24].



«Среди людей есть и такой, который продает свою душу, надеясь снискать довольство Аллаха. Аллах снисходителен к рабам»[25].


Причины ниспослания:
Имам Абу Абдуллах Хаким передал: «Как передал Икрима когда Сухейб совершил хиджру из Мекки в Медину, мекканцы (мушрики) стали его преследовать. Он взял свой колчан, вытащил из него 40 стрел и сказал: «Если вы подойдете ближе, я пущу в каждого из вас стрелу, затем вытащу свой меч, и буду сражаться. Вы знаете, что я храбрый человек. Я оставил в Мекке двух рабынь, пусть они будут вашими». Аллах ниспослал пророку (с.а.с.) этот аят: «Среди людей есть и такой, который продает свою душу, надеясь снискать довольство Аллаха. Аллах снисходителен к рабам». Пророк (с.а.с) увидев Сухейба, сказал: «Абу Йахъя преуспел в торговли» и прочитал этот аят»[26]. Имам Хаким так же передал этот хадис от Анаса ибн Малика и сказал, что этот хадис Сахих по условиям имама Муслима. Цепочки передатчиков этого хадиса есть также книге ибн Хаджара Аль Аскалани[27] и ибн Сада[28].[29]
Вот как описывает эту историю Абдурахман Рафат Аль Баша: «Вскоре после бегства Сухайба соглядатаи проснулись, и, не увидев его, тут же оседлали своих быстроногих скакунов и во весь опор бросились за ним в погоню, пока не настигли его.
Почувствовав приближение погони, Сухайб занял позицию на возвышенности, достал стрелу из колчана, натянул тетиву лука и крикнул:
— О курайшиты! Клянусь Аллахом, вы знаете, что я самый меткий и искусный стрелок из лука среди всех людей! Вы доберётесь до меня не раньше, чем каждой из имеющихся у меня стрел я убью одного человека. После этого я буду драться с вами своим мечом, пока я держу его в руке.
Один из преследователей сказал:
— Клянёмся Аллахом, мы не позволим уйти тебе невредимым и с деньгами... Ты пришёл в Мекку нищим бедняком, а затем разбогател и добился того, что имеешь.
Сухайб спросил:
— А если я оставляю вам мои деньги, вы позволите мне продолжать путь?
— Да! — ответили они.
Сухайб рассказал им, где хранит свои деньги в Мекке. Вернувшись в Мекку, преследователи забрали деньги Сухайба, а затем отпустили его.
Сухайб держал свой путь в Медину, стремясь бежать со своей религией к Аллаху. Он нисколько не сожалел о деньгах, которые он потратил в расцвете молодости.
Всякий раз, как его охватывала усталость или он чувствовал утомление, в его душе возникало страстное стремление к Посланнику Аллаха. К нему сразу возвращалась бодрость, и Сухайб продолжал свой путь.
Когда он достиг деревни Куба, расположенной на удалении двух миль от Медины, его заметил Посланник Аллаха. Очень обрадовавшись благополучному прибытию Сухайба, Пророк воскликнул:
— Торги были выгодными, о Абу Йахйа, торги были выгодными…
Он трижды повторил свои слова.
Лицо Сухайба осветилось радостью, и он сказал:
— Клянусь Аллахом, никто не обгонял меня на пути к тебе, о Посланник Аллаха. Весть об этом тебе послал никто иной, как Джибриль.
Действительно, торги оказались выгодными…
Это было подтверждено откровением, ниспосланным с неба. Это засвидетельствовал Джибриль, когда Сухайбу было ниспослано следующее слово Всемогущего Аллаха:
“И среди людей есть, кто готов продать себя самого, дабы угодить Аллаху; и Аллах полон сострадания к слугам Своим”»[30].
Шииты говорят, что этот аят поветсвует о том, как Али (р.а) занял место пророка (с.а.с) в его постеле, когда посланник Аллаха (с.а.с) совершал хиджру. Дескать он рисковал жизнью, ведь невреные могли его убить, но он всё равно занял это место.
Одним из доводов против того, что это было ниспослано об Али ибн Абу Талибе является, сама история того как Али (р.а) занял место пророка (с.а.с): В тот день когда Али (р.а) занял место пророка (с.а.с) в его постели, он знал что с ним ничего не случится. Потому что пророк (с.а.с) сказал ему, чтобы он придя на следующий день в один из уголков Мекки объявил, что если у кого есть «аманат» оставленный у пророка (с.а.с), пусть придет и заберет его. Благодаря этому Али (р.а) понимал, что заняв место пророка в постели, он ничем не рискует. К тому же ибн Хишам в «Сире» (том 1, стр 483), Табари в «Тарихе» (том 2, стр 99), ибн Асир в «Камиль» (том 2, стр 372) отмечают, что пророк сказал Али о том, что ему никто не причинит вреда»[31].


Комментарий:
Имам ибн Касир в толкование этого аята сказал: «После того как Аллах упомянул о качествах лицемеров, Он сказал о хороших качествах мусульман. Этот аят был ниспослан о Сухейбе Ар-Руми. Когда Сухейб приняв ислам, решил совершить хиджру, неверные начали его преследовать, и он откупился от них своим имуществом. Умар ибн Аль Хаттаб группой людей, встречая его около Харрары сказал (это было еще до встречи с пророком (с.а.с)): «Удачная сделка». Сухейб ответил : «И вам того же. Какой мой заработок?». Они сказали: «Аллах ниспослал о тебе аят». Многие алимы считали, что этот аят относится ко всем, кто сражается на пути Аллаха»[32].
Мухаммад Куртуби в своём толкование пишет: «Как говорят этот аят был ниспослан о Сухейбе Ар Руми. Когда он собирался совершить хиджру к пророку (с.а.с). Сойдя с верблюда, он взял свой колчан, вытащил из него 40 стрел и сказал: «Если вы подойдете ближе, я пущу в каждого из вас стрелу, затем вытащу свой меч, и буду сражаться. А затем делайте со мной всё что хотите». Многобожники сказали ему: «Ты пришел к нам бедным человеком, мы не позволим тебе уйти когда ты разбогател. Скажи нам, где ты оставил своё имущество в Мекке, и мы отпустим тебя восвояси». Он сказал им то, что они хотели. Когда Сухейб доехал до пророка (с.а.с), Аллах ниспослал этот аят: «Среди людей есть и такой, который продает свою душу, надеясь снискать довольство Аллаха». Посланник Аллаха встречая его сказал: «О отец Йахъи, удачная сделка».
Это передал Ре’зин, и Са’д ибн Мусейб тоже это передавал»[33].
Имам Табари сказал:
«А) Согласно Катаде этот аят повествует об мухаджирах и ансарах сражающихся на пути Аллаха.
В) Икрима считал, что этот аят был ниспослан о конкретных людях из мухаджиров. Сухейбе ибн Синан (р.а) и Абу Зарре Аль Гифари (р.а).
Когда Сухейб хотел совершить хиджру из Мекки в Медину, его племя воспротивилось этому и заключило его по стражу. Сухейб сделал им предложение: «Достаточно ли вам будет того, что я оставлю вам свой дом, имущество и все что я имею, а вы взамен отпустите меня к Мухамаду?». Его племя приняло это условие. Оставив им все, Сухейб совершил хиджру в Медину. И об этом был ниспослан этот аят. Среди встречавших его в Медине сподвижников был Умар ибн Хаттаб (р.а), который сказал: «Ты провел удачную сделку». Сухейб спросил: «О чём ты?». И Умар ибн Хаттаб (р.а) рассказал ему о ниспослание аята.
Когда Абу Зарр (р.а) совершал хиджру, его племя приготовило ему засаду у местечка «Мери-Захран», но он ускользнул от них и приехал в Медину.
С) Передают также, что Умар (р.а), Али (р.а), ибн Аббас (р.а), Абу Хурайра (р.а) и Хасан Аль Басри считали этот аят относится к каждому, кто не жалея своей жизни и имущества сражается на пути Аллаха. Мугира передал: «Умар ибн Хаттаб послал в экспедицию войско, которое окружило крепость. Один из муджахидов опередив войско, бросился в гущу врага, и сражался пока не погиб. Люди стали говорить, что он сам подверг себя опасности. Когда эти разговоры достигли Умара (р.а) он сказал: «Они лгут, разве Аллах не сказал (в Коране): «Среди людей есть и такой, который продает свою душу, надеясь снискать довольство Аллаха. Аллах снисходителен к рабам»?
Абу Хурайра прочитал этот аят тем, кто стали говорить о Хишаме ибн Амре, в одиночку бросившимся на ряды противника, что он сам подверг себя опасности.
Прочитав этот аят, Хасан Аль Басри спросил: «Знаете ли вы, о ком он был ниспослан? Это ниспослано о мусульманине, который при встречи с неверным, призовет его к слову единобожия. И пообещает ему в этом случае гарантию защиты имущества и жизни. А если тот откажется мусульманин скажет: «Клянусь Аллахом, я жертвую собой на Его пути» - и станет сражаться до смерти. Вот о ком ниспослан этот аят»»[34].
Джадалетдин Ас Суюти в своём комментарии пишет: «Среди людей есть и такой, который продает свою душу, надеясь снискать довольство Аллаха». (В этом аяте речь идёт о) Сухейбе (р.а). Спасаясь от притеснений мушриков, он оставив своё имущетсво, переехал в Медину»[35].
Мухаммад Али Ас Сабуни также передаёт, что этот аят был ниспослан о Сухейбе[36].
Это мнения также придерживался ибн Джаузи[37] и Саид Кутб[38].
Абдурахман Ас Сади пишет: «Глагол "шара" означает "продавать" и "покупать". Он относится к словам, имеющим два противоположных значения. В данном аяте он использован в значении "продавать". В таком же значении он употребляется в словах Всевышнего: «Они (братья Йусуфа) продали его за ничтожную цену – всего за несколько дирхемов» (12:20).
Обсуждаемый аят ниспослан по поводу Сухейба б. Синана ар-Руми, которому язычники предложили отречься от ислама. Об этом сообщили Ибн Аббас, Анас, Саид б. аль-Мусайаб, Абу Усман ан-Нахди, Икрима и др. Сухейб обратился в ислам в Мекке, и когда он собрался переселиться в Медину, люди помешали ему отправиться в путь вместе со своим богатством, но позволили ему уехать из города, отказавшись от всего имущества. Он отдал им свое имущество, избавившись от их преследования, и тогда Аллах ниспослал этот аят. Несколько сподвижников, в числе которых был Умар б. аль-Хаттаб, встретили Сухейба в местечке аль-Харра и сказали ему: «C выгодной сделкой! C выгодной сделкой!» Он ответил: «Пусть Аллах не делает убыточными ваши сделки! О чем вы?» Тогда они рассказали ему о том, что Аллах ниспослал откровение по этому поводу. Передают также, что посланник Аллаха сказал: «Сделка Сухейба была выгодной».
Абу Усман ан-Нахди рассказывал, что однажды Сухейб сказал: «Когда я собрался переселиться из Мекки к Пророку курейшиты сказали мне: "О Сухейб! Когда ты приехал к нам, у тебя не было имущества. Неужели теперь ты хочешь уехать от нас вместе со своим имуществом? Клянемся Аллахом, что ты никогда не сделаешь этого!" Тогда я спросил: "Скажите, если я отдам вам свое имущество, вы оставите меня в покое?" Они сказали: "Да". Я отдал им свое имущество, и они оставили меня. Я же отправился в путь и прибыл в Медину. Узнав об этом, Пророк сказал: "Сухейб заключил выгодную сделку! Сухейб заключил выгодную сделку!"»
Хаммад б. Салама рассказывал от имени Али б. Йазида, который рассказывал от имени Саида б. аль-Мусайаба, что несколько курейшитов стали преследовать Сухейба, когда он отправился к Пророку с намерением совершить переселение. Тогда он слез со своей верблюдицы, вытащил стрелы из колчана и сказал: «О курейшиты! Вы знаете, что я – один из лучших стрелков среди вас. Клянусь Аллахом, вы не доберетесь до меня, пока я не выпущу в вас последнюю стрелу из моего колчана. Но даже после этого я буду сражаться мечом, пока смогу держать его в руках. Делайте, что угодно, но если хотите, я расскажу вам, где спрятано мое богатство в Мекке, а вы оставите меня в покое». Они согласились на это, когда же Сухейб прибыл к Пророку тот сказал ему: «C выгодной сделкой!» Он рассказал ему о том, что по его поводу был ниспослан обсуждаемый аят.
Однако большинство богословов считало, что это откровение ниспослано по поводу каждого бойца, сражающегося на пути Аллаха, поскольку Всевышний сказал: «Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на Рай. Они сражаются на пути Аллаха, убивая и погибая. Таково Его обещание и обязательство в Таурате (Торе), Инджиле (Евангелии) и Коране. Кто выполняет свои обещания лучше Аллаха? Возрадуйтесь же сделке, которую вы заключили. Это и есть великое преуспеяние» (9:111).
В одном из сражений Хишам б. Амир бросился в гущу врагов, и некоторые мусульмане стали упрекать его за это. Тогда Умар б. аль-Хаттаб, Абу Хурейра и другие сподвижники возразили им и прочли обсуждаемый нами аят. Обо всем сказанном более подробно говорится в толковании Ибн Касира»[39].

Выводы: Этот аят был ниспослан о славном сподвижнике пророка (с.а.с) Сухейбе Ар Руми (р.а). Но он включает в себя всех тех, кто в стремление борьбы на пути Аллаха, не жалеет не жизни не имущества.




«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по вознаграждению)!»[40].

Причины ниспослания:
Имам Бухари передал хадис: «Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал:«(Как-то раз) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал (в поход) отряд, поставив во главе его одного человека из числа ансаров и велев (остальным) подчиняться ему. (Во время похода этот человек за что-то) разгневался на них и воскликнул: “Разве пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не велел вам подчиняться мне?!” Они сказали: “Да”. Тогда он велел: “Соберите мне дров!” — и они (сделали это). Потом он велел: “Разожгите огонь!” — и они разожгли его, а (затем) он велел: “Войдите в огонь!” (Сначала) они хотели (выполнить его приказ), но (потом) стали удерживать друг друга (от этого), говоря: “Прибегаем к (защите) пророка, да благословит его Аллах и приветствует, от огня!” — и они продолжали (повторять эти слова), пока огонь не погас, а гнев (этого человека) не улёгся. Всё это дошло до пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал: “Если бы они вошли в (этот огонь), то уже не вышли бы из него до самого Дня воскресения, ибо повиноваться (следует лишь тому, что) одобряется (шариатом)!”»»[41].


Комментарий:
Ибн Касир сказал: «Пророк (с.а.с) послал военную экспедицию, и во главе солдат поставил одного ансара. После нескольких дней пути, командир по какой-то причине разозлился на своих солдат, и сказал: «Разве не повелел посланник Аллаха повиноваться мне?». Они ответили: «Да!». Он повелел собрать дров и разжег костер. Затем повелел: «Я приказываю вам, бросится в огонь». (Когда не которые из них собрались это сделать) Один молодой человек из них сказал: «Вы повиновались пророку (с.а.с), спасая себя от огня (ада). Не торопитесь исполнять это повеление, до тех ор пока не придем к пророку (с.а.с). Если он повелит нам это сделать, мы так и поступим». Вернувшись к пророку (с.а.с) они все рассказали. Посланник Аллаха сказал: «Если б вошли в него (огонь), то остались бы там навсегда. Повиновение лишь в послушание (Аллаху)» Этот хадис передали Бухари и Муслим.
Что касается слов : «обладающим влиянием среди вас». Согласно мнению большинства из ученых это касается всех тех, кто обладает властью (эмиры, судьи и тд), а также ученые.
«Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику».
Аллах Всевышний дает понять, что по любому спорному вопросу, мусульмане должны обращаться на суд книги Аллаха и Его посланника. Как сказано в другом аяте: «Решение всего, в чем вы расходитесь во мнениях, остается за Аллахом»[42]. ………….»[43].
Имам Куртуби пишет: «Джабир ибн Абдуллах и Муджахид считали, что под «Улуль амр» имеются ввиду люди знающие Коран и науку. Малик (да помилует его Аллах) также придерживался этого мнения. Даххах также высказывался подобным образом: «Всевышний имел ввиду «фукаха» и ученых в религии». От Муджахида также передавалось, что здесь имеются виду сподвижники пророка (с.а.с). От Икримы, что здесь имеются ввиду Абу Бакр (р.а) и Умар (р.а). Суфьян ибн Уэйна передал от Хакама ибн Абана, что у Икримы спросили о рабыне родившей ребенка от хозяина. Он ответил, что такие женщины должны быть освобождены. Когда у него попросили уточнить на чем он основывается, он сказал: «Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас». Умар (р.а) был обладателем влияния. Он гвоорил, что даже если у рабыни будет выкидыш, её следует освободить.
Ибн Кейсан говорил под «имеющие влияние среди вас» имеются ввиду те, кто станет управлять делами людей, и будет обладателем знания.
Я говорю, что самое верное мнение среди этих, это первое и второе»[44].
Имам Бухари передал хадис: «Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Слушать и повиноваться обязательно до тех пор, пока не будет велено (делать то, что противоречит велениям Аллаха2, а поэтому) если будет (вам) велено ослушаться (Аллаха), то ни слушать, ни повиноваться не следует»[45].
Ас Суюти пишет: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас» то есть правителям, которые призывают вас к повиновению Аллаху»[46].
Ас Сабуни пишет: «О верующие! Повинуйтесь Аллаху и Его посланнику путём следования Корану и сунне. Повинуйтесь правителям, мусульманам, следующим религии Аллаха. Но нет повиновения, в ослушание»[47].
Маудуди в своей книге писал: «Этот аят вобрал в себя всю религию, культуру, общественную иерархию ислама. Из этого аята можно сделать следующие выводы.
1) Самым главным и беспрекословным авторитетом в повиновение является Аллах. Мусульманин, прежде всего, является его рабом. Поэтому правоверный или группа мусульман, прежде всего, должны иметь крепкую связь с Аллахом, все другие отношения и ценности в этой жизни отходят на второй план. Люди обязаны придерживаться своего завета с Аллахом, любые другие обязательства могут быть претворены в жизнь, если не противоречат этому. Всё, что идёт в разрез с повиновением Аллаху, должно быть забыто.
Пророк (с.а.с) сказал: «Повиновение созданным, запрещено, если будет проявлено ослушание Создателя».
2) Вторым важным принципом ислама, является повиновение пророку (с.а.с). Это является единственным способ, с помощью которого достигается повиновение Аллаху.
Ведь посланники являются единственным «каналом», через который доходят указания и повеления Всевышнего. Таким образом повиноваться Аллаху, мы можем лишь путём повиновения Его посланнику. Отход от пути пророка (с.а.с) будет означать ослушание Аллаха. В хадисе говорится: «Тот то повинуется мне, повиновался (Самому) Аллаху, тот, кто ослушался меня, ослушался Аллаха».
3) После первых двух принципов, есть и третий, находящийся ниже по ступени. Это связано с правителями, избранными среди среды мусульман. Под понятием «улул амр» очень растяжимое. Любой, кто стоит во главе какого-либо дела мусульман является «улул амром»»[48].

«Вашим Покровителем является только Аллах, Его Посланник и верующие, которые совершают намаз, выплачивают закят и преклоняются»[49].
Причины ниспослания:
Хафиз Абуль Фида пишет: «Как передавали некоторые, этот аят был ниспослан об Али ибн Абу Талибе (р.а). Якобы он совершал поясной поклон в намазе, и в этот момент в мечеть зашел, какой-то нищий, которому Али отдал своё кольцо. Ибн Абу Хатим передал: Рассказал нам Раби ибн Сулейман… От Утбы ибн Хатима, что в этом аяте имеется ввиду Али (р.а). Абу Саид Аль Ашшас передал от Саламы, что Али (р.а) отдал своё кольцо во время «руку» в намазе. И именно по этому поводу был ниспослан этот аят. Табари передавал: «Рассказал мне Харрис от Галиба ибн Убейдуллаха, а он от Муджахида: «Этот аят был ниспослан о Али ибн Абу Талибе (р.а), который дал милостыню, будучи в «руку». Абдурразак также передавал это, от Абдульвахаба, а он от ибн Аббаса.
Но слова передатчика Абдульвахаба ибн Муджахида, через которого идёт это сообщение, не могут быть приняты.
Ибн Мардавейх передавал от Суфьяна Ас Саури: «Ибн Аббаса сказал, сын Абу Талиба совершал намаз. Когда он склонился в поясном поклоне, в мечеть вошел бедняк, и он отдал ему своё кольцо». Передатчик этого сообщения Даххак никогда не встречался с ибн Аббасом (р.а).
Ибн Мардавейх также передавал это сообщение от Мухаммад ибн Са’да, этот передатчик «матрук». И этот «санад» неприемлем.
Также он передавал это сообщения от Али (р.а), Аммар ибн Йасира (р.а) и от Абу Рафии. Но ни одно из этих преданий не является достоверным. Цепочки передатчиков слабые, сами передатчики невежи»[50].
Джалалетдин Ас Суюти в своей книге пишет: «Этот аят был ниспослан об Абдулле ибн Саламе (р.а), который сказал пророку (с.а.с): «О посланник Аллаха, наше племя покинуло нас»»[51].

Комментарий:
Шейх Абдурахман Ас Сади в свом комментарии пишет: «После упоминания о запрете дружбы иудеями, христианами и другими неверующими и том, что исходом такой дружбы является очевидный убыток. Всевышний Аллах сообщил о том, кого мусульмане обязаны считать своим покровителями и друзьями, и о том, какую пользу они могут извлечь из этого.
Аллах сказал, то заслужить Его покровительство можно благодаря вере и богобоязненности. Каждый богобоязненный верующий должен любить Его. Если он возлюбил Аллаха, то он непременно должен возлюбить Его посланника. Но для того, чтобы возлюбить Аллаха и Его посланника надлежащим образом, он должен полюбить каждого, кто любит Его (Аллаха) и считает Его своим покровителем. Этими людьми являются правоверные, которые душой и телом выполняют требования веры, искренне поклоняются своему Богу, совершая намаз и выполняя его условия, обязательные и желательные предписания, а также делают добро творениям, выплачивая закят из своего имущества тем, кто имеет право на пожертвования. Наряду с этим они преклоняются, т.е смиряются и унижаются перед Аллахом.
Таким образом, правоверные обязаны любить только тех, кого Аллах упомянул в этом аяте. Они должны считать их своими единственными друзьями и помощниками и отказываться от дружбы со всеми остальными»[52].
Куртуби сказал: «Аллах Всевышний ниспослал аят: «Вашим Покровителем является только Аллах, Его Посланник и верующие..».
Джабир ибн Абдуллах сказал: «Абдулла ибн Салам (р.а) сказал пророку (с.а.с): «Наши племена Кураза и Надира, (узнав, что мы приняли ислам) отвернулись от нас. Они поклялись не сидеть с нами. Наши дома далеко, и мы не можем общаться с сахабами». В ответ на это Аллах ниспослал этот аят. Ибн Салам сказал: «Мы довольны, что наш покровитель Аллах, Его пророк и правоверные»[53].
Абу Джафару Мухаммаду ибн Али ибн Хусайн ибн Али ибн Абу Талибу задали вопрос: «Вашим Покровителем является только Аллах, Его Посланник и верующие» здесь имеется ввиду Али (р.а)?». Он ответил: «Али ибн Абу Талиб из верующих»- и этим дал понять, что здесь имеются ввиду все верующие»[54].
Тем, кому «посчастливилось» дискутировать с шиитами, знают не по наслышке, что этот аят они приводят как доказательство того, что Али ибн Абу Талиб (р.а) должен был быть халифом, при чем первым.
На это можно ответить следующим образом:
1) Если соединить этот аят и преведущий, то можно получить один вывод. Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями». Далее Он сказал: «Вашим Покровителем является только Аллах, Его Посланник и верующие». Эта дружба, и покровительство является антонимом того, что Аллах ниспослал в 51 аяте. И вовсе не свидетельствует о руководтсве уммой.
2) Если этот аят принять как свидетельство того, что Али (р.а) должен был быть руководителем, то выходит, что он был руководителем еще при жизни пророка (с.а.с).
3) Али ибн Абу Талиб (р.а) знал Коран, гораздо лучше чем все муфасиры имамиты, вместе взятые. Но он не разу не упомянул этот аят, как доказательство своего руководства[55].
Шейх Ас Сабуни пишет: «Христиане и Иудеи не являются вашими друзьями. Друзья для вас, это Аллах, пророк (с.а.с) и правоверные. Те верующие, которые со смирением совершают молитву, и платят зякят. Верующие, которые соединяют в себе эти два качества являются вашими друзьями»[56].


«Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам»[57].

Обстоятельства ниспослания:
Шииты говорят, что это было ниспослано около местечка Гадир Хум, дескать после назначения Али (р.а) преемником. Согласно Джафару Субхани, событие Гадир Хум, было после завершения хаджа: «После завершения хаджа по пути в Медину….»[58]. То есть события в Гадир Хуме согласно шиитским историкам произошло после возращения из прощального паломничества[59].
А когда же произошло прощальное паломничество? «Нет противоречия (среди ученых) что после хиджры в Медину, посланник Аллаха (с.а.с) лишь один раз совершил хадж. Также нет противоречия, что это было в 10 году по хиджре»[60].
Как передал имам Тирмизи: «Тарик ибн Шихаб передал: «Группа иудеев обратилась к Умару ибн Аль Хаттабу со словами: «О повелитель, правоверных, день в который нам был бы ниспослан этот аят «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам.» был бы для нас праздником. Умар сказал: «Я хорошо знаю тот день, когда был ниспослан этот аят. Это было тот день, когда Арафа (стояние на Арафе) попало на пятницу»[61].
Бедретдин Четинер пишет: «Это предание пришло не только от Умара (р.а), его передали: Али (р.а), Муавии ибн Абу Суфьян (р.а), Самура ибн Джундуб (р.а), есть также «мурсал» предания от Ша’би, Катады, Шехр ибн Хавшеб и многие другие»[62].
Ат Табари передал: «Соглано Тарику ибн Хишабу, Абдуллах Ибн Аббасу, Мухаммад ибн Ка’б Аль Курайзи, Амиру ибн Шаби, Катаде, Икриме, Шехр ибн Хавшебу, Эсме бинт Йазид, Муавие ибн Абу Суфьяну, и одному из преданий от Умар ибн Хатаба, этот аят был ниспослан, вечером в пятницу, во время прощального паломаничества, у Арафы»[63].
Ибн Касир в своём комментарии пишет: «Асбат переад от Судди, что этот аят был ниспослан в день Арафы. То что этот аят был ниспослан во времы Арафы, в пятницу, истина в которой нет сомнения»[64].
Ас Суюти также придерживается этого мнения: ««Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию».
«В «Сахихе» выводится от Умара, что этот айат был ниспослан в пятницу вечером, в год прощального паломничества. У этой версии есть много изводов, однако ибн Мардавейх выводил от Абу Саида аль-Худри, что это ниспослано у источника Гадир Хум. То же самое он выводит от Абу Хурайры, где говорится, что это произошло в восемнадцатый день месяца зуль-хиджа, когда Пророк (с.а.с) возвращался из прощального паломничества. Но оба эти сообщения (от ибн Мардавейха) не верны»[65].
Вот как это событие описывает Мубаркфури: «После восхода солнца Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, направился из Мины к Арафату и пробыл там до захода солнца, после чего он, да благословит его Аллах и приветствует, сел на свою верблюдицу, добрался до близлежащего вади и обратился к собравшимся вокруг него людям с речью.
Сначала Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, воздал хвалу Аллаху и восславил Его, потом произнес слова свидетельства и заповедал людям не отступать от благочестия, а потом обратился к ним с такими словами:
«О люди послушайте меня! Поистине, не знаю я, может быть, и не встречу я вас больше на этом месте после этого года! Поистине, жизнь ваша, имущество и честь должны быть столь же запретными и неприкосновенными для вас, сколь запретным является этот день в этом месяце в этом городе! Разве не отменил я все установления джахилиййи? И среди прочего отменяются доисламские счёты кровной мести, что прежде всего касается Раби‘а ибн аль-Хариса, и запрещается ростовщичество, получившее распространение во времена джахилиййи, и прежде всего я полностью освобождаю должников Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба от выплаты ему процентов! И бойтесь Аллаха в том, что касается женщин, ибо принадлежат они вам по слову Аллаха, а поэтому вы вправе требовать от них, чтобы не пускали они в ваши постели никого иного, а если они сделают это, то вы можете бить их, но не жестоко, они же вправе требовать от вас, чтобы вы кормили и одевали их, как это принято. Я оставлю вам то, что не даст вам сбиться с пути, если станете вы крепко держаться этого, – Книгу Аллаха. А теперь скажите, что вы будете отвечать, когда вас спросят обо мне?»
Люди сказали: «Мы засвидетельствуем, что ты передал нам то, что было тебе велено сообщить, сохранил в целости то, что было тебе доверено, и наставлял нас».
И тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, трижды воскликнул: «О Аллах, призываю Тебя засвидетельствовать это!»
Кроме того, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, коснулся и некоторых других вещей. А когда он закончил говорить, Всевышний Аллах ниспослал ему аят, в котором говорилось:
«Сегодня привёл Я к совершенству вашу религию, довёл до конца милость Свою и одобрил Ислам как религию для вас» (Трапеза, 3), и день этот стал днём милости, счастья и благодарности»[66].
Ибн Аббас сказал: «Этот аят был ниспослан тогда, когда совпали два праздника, джума и арафа»[67].
А что такое Арафа? Или стояние на Арафе? Это один из обрядов хаджа, после которого идёт: 1-Ночовка в Муздалифе. 2-Метание камней в шейтана. 3-Приношение жертвенного животного. 4- Отправится в Мекку для тавафа [68].


Комментарий:
Куртуби в своём тафсире пишет: «Аллах Всевышний сказал: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию». То есть: когда пророк (с.а.с) был в Мекке, мусульмане только молились. После переселения в Мекку и вплоть до хаджа, были ниспосланы все о запрещенном и дозволенным. После того, как осланник Аллаха (с.а.с) совершил хадж, был ниспослан аят: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию».
Имам мухаддисов Тарик ибн Шихаб (Аз Зухри) передал: «Группа иудеев обратилась к Умару ибн Аль Хаттабу со словами: «О повелитель, правоверных, день в который нам был бы ниспослан этот аят «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам.» был бы для нас праздником. Умар сказал: «Я хорошо знаю тот день, когда был ниспослан этот аят. Это было тот день, когда Арафа (стояние на Арафе) попало на пятницу». Этот хадис также передал имам Муслим и Насаи. Только у Насаи окончание такое: «В пятницу ночью».
Этот аят ниспослан во время великого хаджа. После того как посланник Аллаха (с.а.с) прочитал этот аят, Умар (р.а) заплакал. Пророк (с.а.с) спросил: «Зачем ты плачешь?». Тот ответил: «Я плачу по тому что наша релия стала совершенной, в любом совершенным рано или поздно бывают упущения»[69]. Пророк (с.а.с): «Ты сказал правду»[70].
Муджахид считал, что этот аят был ниспослан во время завоевания Мекки.
Я говорю, что первая точка зрения более правильная. Этот аят был ниспослан в пятницу, когда пророк (с.а.с) был у Арафы. Во время откровения верблюда пророка (с.а.с), по кличке Адба, не выдержив тяжести, опустилась на землю»[71].
Ат Табари пишет: «Согласно Абулле ибн Аббасу и Судди, совершенство религии означает, что все предписания ниспосланы. Этот аят был ниспослан во время прощального паломничества, в день Арафы. Все предписания религии были ниспосланы, и после этого пророк (с.а.с) прожил 80 дней»[72].
Ас Суюти в своей книге писал: «: «В связи с высше сказанным остается запутанным вопрос о словах Всевышнего: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию». Они были ниспосланы около горы Арафат во время прощального паломничества. Речь тут явно идет о завершение до этого всех установлений и повелений Закона. Многие утверждали это. В их числе был Судди (Исмаил ибн Абдарахман ас-Судди (ум 745), ученик ибн Аббаса в толкование Корана, жил в Куфе), который говорил: «После этого не было ниспослано больше ни запретов, ни разрешений». Однако при этом он передавал, что аяты о лихве, долге и боковой линии были ниспосланы позднее.
Ибн Джарир (Ат-Табари) считал этот вопрос запутанным и говорил: «Уместнее толковать это так, что Он завершил для них их религию тем, что утвердил их в заповедным городе и изгнал из него многобожников, так что мусульмане совершали паломничество, не смешиваясь с многобожниками».
В подкрепление своего мнения он выводил через ибн Аби Тальху от ибн Аббаса, который говорил: «Прежде многобожники и мусульмане вместе совершали хадж. Когда же была ниспослана сура «Отречение», многобожники были изгнаны из заповедного дома. После этого мусульмане совершали паломничество, и рядом с ними в заповедном доме уже не было ни одного многобожника. Это и было полнотой милости, как сказал Он (Аллах): «довел до конца Мою милость к вам»»[73].


03/08/ 2006 Абу Али «Эфенди» Абдуллах ибн Аслан Аль Уджари.

Использованная литература:
1) Коран, перевод Эльмира Кулиева.
2) «Тафсир» Табари, изд «Хисар».
3) «Аль джамиуль ахкамиль Куран» Куртуби, изд «Бурудж».
4) «Мафатихуль гейб» Ар Рази, изд «Агчак».
5) «Тафсир» ибн Касир, изд «Саглам».
6) «Тафхимуль Куран» Маудуди.
7) «Фи зилали Куран» Саид Кутб.
8) «Тафсир Джалалейн» Ас Суюти, изд «Саглам».
9) «Ат Тафсируль хадис» Иззет Дервезе, изд «Экин».
10) «Саффетуль тафсир» Ас Сабуни, изд «Ансариан».
11) «Асбаб ан нузуль» Бедретдин Четинер, изд «Чагры».
12) «Мухтасар Сахих аль Бухари» Аз Зубайди.
13) «Тафсир» Ас Сади, перевод Эльмира Кулиева.
14) «Жизнеописание пророка Мухаммада (с.а.с)» Мубаркфури.
15) «Ислам тарихи» Джафар Субхани.
16) «Вилаят гюнеши» Джафар Субхани.
17) «Суннан» Тирмизи.
18) Руководство по хаджу и умре» Саид Аль Кахтани, изд «Гураба».
19) «Хедислер иле Куран тефсири» ибн Касир, электронная версия.
20) Мугбил ибн Хади Аль Вади «Сахих Муснад».
21) «Истории о сподвижниках пророка» Абдурахман Рафат Аль Баша.
22) «Ат Тавасуль» Шейх Албани.
23) «Аль Иткан фи улумиль Куран» Ас Суюти, издательство «Мадве».
24) «Металибуль алие» ибн Хаджар Аль Аскалани, издательство «Таухид».
[1] Ас Суюти «Любабу нукуль» том 1, стр 149 (по книге «Асбаби нузуль» Бедретдин Четинер, 1/324)
[2] Мугбил ибн Хади Аль Вади «Сахих Муснад». 5/67 причины ниспослания.
[3] Куртуби «Аль джамиуль ахкам Куран» том 6, стр 320
[4] Вахиди «Асбаби нузуль Куран» стр 204 (по книге «Аль джамиуль ахкам Куран» том 6, стр 321)
[5] «Сахих» Аль Бухари №2885.
[6] Куртуби «Аль джамиуль ахкам Куран» том 6, стр 322.
[7] «Сахих» Аль Бухари №4612.
[8] «Ат Тавасуль» Шейх Албани , глава «СОМНИТЕЛЬНЫЕ ДОВОДЫ И ИХ ОПРОВЕРЖЕНИЕ», Довод третий: Слабые хадисы о поиске близости к Аллаху.
[9] «Сахих» Бухари № 4612
[10] Коран 33/37
[11] «Тафсир» ибн Касир том 2, стр 45, издательство «Саглам».
[12]«Тафсир» Ас Сади
[13] Коран 8/64.
[14] Смотрите «Мафатихуль гейб» Фахратдин Ар Рази, том 9, стр 157.
[15] Мухаммад ибн Ахмад ибн Абу Бакр ибн Фарх Куртуби «Аль джамиуль ахкам Куран» том 6, стр 319-320.
[16] «Суннан» Тирмизи, «Китабуль тафсируль Куран» №3046.
[17] Смотрите «Мафатихуль гейб» Фахратдин Ар Рази, том 9, стр 157.
[18] «Тафсир» Мухаммад ибн Джарир Ат Табари, том 3, стр 347-348.
[19] Этот хадис передал Аль Хаким.
[20] «Тафсир джалалейн» Ас Суюти, том 1, стр 344, издательство «Саглам».
[21] «Аль Иткан фи улумиль Куран» том 1,стр 38, издательство «Мадве».
[22] Мухаммад Али Ас Сабуни «Саффетуль тафасир» том 2, стр 126.
[23] «Кашшаф» том 2, стр 514.
[24] Мухаммад Али Ас Сабуни «Саффетуль тафасир» том 2, стр 126-127 (с небольшими сокращениями).
[25] Аль Бакара, аят 207.
[26] «Мустадрак» том 3, стр 398
[27] См «Аль Исаба» том 2, стр 188.
[28] См «Табакат» том 3, стр 162-163.
[29] По книге Мугбиля ибн Хади Аль Вади «Сахих Муснад» стр 70, издательство «Адильоглу»; также смотрите «Металибуль алие» ибн Хаджар Аль Аскалани, том 3, стр 214, издательство «Таухид».
[30] «Истории о сподвижниках пророка» Абдурахман Рафат Аль Баша, глава «Сухейб Ар Руми».
[31] «Вилаят гюнеши» Аятулла Джафар Субхани стр 41-42.
[32] «Тафсир» ибн Касир том 1, стр 162.
[33] «Аль джамиуль ахкам Куран» том 3, стр 151.
[34] «Тафсир» Табари, том 1, стр 509-510, издательство «Хисар».
[35] «Тафсир Джалалейн» том 1, стр 98, издательство «Саглам».
[36] «Саффетуль тефасир» том 1, стр 244, издательство «Ансариан».
[37] См «Зайдуль масир фи ильмиль тафсир» том 1, стр 223 (по книге Бедретдина Четинера «Асбаби нузуль» том 1, стр 82, издательство «Чагры»)
[38] «Фи зилали Куран» толкование суры Бакара, аят 207.
[39] «Тафсир» Ас Сади, перевод Эльмира Кулиева.
[40] Коран 4/59.
[41] «Сахих» №4340; также смотрите Бедретдин Четинер «Асбаби нузуль» том 1, стр 229.
[42] Сура Шура 10 аят.
[43] «Тафсир» ибн Касир том 1, стр 436
[44] «Аль джамиуль ахкам Куран» том 5, стр 297, издательство «Бурудж»
[45] «Сахих» №2955.
[46] «Тафсир Джалалейн» том 1, стр 257.
[47] «Саффетуль тафасир» том 1, стр 540.
[48] Маудуди «Тефхимуль Куран».
[49] Коран 5/55.
[50] «Хедислер иле Гурани Керимин тефсири» ибн Касир (Электронная версия).
[51] «Тафсир джалалейн» том 1, стр 339.
[52] «Тафсир» Абдурахман Ас Сади.
[53] Также смотрите «Тафсир мафатихуль гейб» Фахратдин Ар Рази, том 9, стр 118.
[54] «Аль джамиуль ахкамиль Куран» том 6, стр 288.
[55] Более подробно смотрите «Тафсир мафатихуль гейб» Фахратдин Ар Рази, том 9, стр 121-124.
[56] «Саффетуль тафасир» том 2, стр 116.
[57] Коран 5/3.
[58] Джафар Субхани «История Ислама» стр 303, изательство «Аль Худа» Баку 2005 год.
[59] Смотрите также «История ислама» Джафар Субхани глава «События 10 года хиджры» стр298-300.
[60] «Заадуль Маад» ибн Кайум Аль Джаузия том 2, стр 123.
[61] «Суннан» хадис№3043, глава «Толкование Корана» в толкование суры Маида.
[62] «Асбаб ан нузуль» том 1, стр 293.
[63] «Тафсир» Табари, том 3, стр 205, толкование 5 аята, суры Маида.
[64] «Хедислер иле Куран тефсири» толкование суры Маида, третий аят.
[65] «Аль иткан фи улумиль Куран» том 1, стр 30-31, издательство «Мадве».
[66] «Жизнеописание посланника Аллаха», глава «Прощальное паломничество пророка».
[67] «Суннан» Тирмизи там же, №3044.
[68] Смотрите «Руководство по хаджу и умре» Саид Аль Кахтани.
[69] Умар (р.а) понял, что если религия уже совершенна, то пророк (с.а.с) вскоре покинет их.
[70] Ас Суюти «Дурруль мансур» том 3, стр 18.
[71] Куртуби «Аль джамиуль ахкамиль Куран» том 6, стр 53.
[72] Табари «Тафсир» том 3, стр 198, толкование 5 аята, суры Маида.
[73] «Аль иткан фи улумиль Куран» том 1, стр 58.